Open menu

О поддержке малого и среднего предпринимательства

  Согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 года за № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее – Федеральный закон от 24.07.2007г. №209-ФЗ) государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом. 

  Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона 24.07.2007 года за № 209-ФЗ являются: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости и др. 

  В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Тверской области №92-ЗО от 19.11.2014г. «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. 

  Полномочия органов местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства закреплены в статье 11 Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ, к ним относятся:

  1. ­­формир­­ование и реализация муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства; 
  2. анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития; 
  3. формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности; 
  4. содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; 
  5. образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления. 

  Органы местного самоуправления вправе реализовывать и иные полномочия, установленные как данным законом, так и иными законами, например предоставление налоговых льгот по местным налогам. 

   Основными, приоритетными направлениями развития малого бизнеса являются: 

  • оказание информационно-консультативной поддержки предпринимательства;
  • развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; 
  • обучение и подготовка кадров в сфере малого предпринимательства;
  • обеспечение социальной защиты и безопасности в сфере малого предпринимательства;
  • использование муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства. 

  Основными мероприятиями развития малого и среднего бизнеса являются: 

  • формирование благоприятной внешней среды для развития малого бизнеса, информационно-консультативная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; 
  • предоставление в аренду муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства; 
  • проведение конкурсов, семинаров тренингов, круглых столов и иных мероприятий с субъектами малого и среднего предпринимательства. 

  Учитывая дефицит денежных средств местного бюджета, финансирование мероприятий, направленных на поддержку малого предпринимательства, имеет минимальный характер. В связи с этим, в 2018 году планируется оказание информационной и консультационной помощи субъектам малого бизнеса. 

  Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в заявительном порядке. Право на предоставление поддержки связано с подтверждением статуса субъектов малого и среднего предпринимательства и с соответствием критериям, указанным в муниципальной программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства для соответствующих форм поддержки. 

 Определению перечня конкретных мер поддержки предпринимательства на муниципальном уровне предшествует анализ существующих финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства, взаимоотношений между муниципалитетом и предпринимателями по следующим направлениям: 

  • как часто и по каким вопросам предприниматели обращаются в администрацию; 
  • каковы сроки принятия решений по конкретным обращениям предпринимателей; 
  • чья инициатива преобладает в случае контактов между администрацией и предпринимателями; 
  • сколько новых предприятий регистрируется в муниципальном образовании ежемесячно; 
  • какое количество зарегистрированных предприятий активно функционируют и находятся в связях с администрацией, а сколько предприятий не работают или не выходят на контакт. 

  Данный перечень не является исчерпывающим. 

  Данная информация позволяет оценить уровень развития малого и среднего бизнеса на соответствующей территории, уровень контактов между местными властями и предпринимателями и определить набор инструментов, необходимых для содействия развитию бизнеса. 

  Количество вновь регистрируемых предприятий свидетельствует, с одной стороны, об определенной активности местной администрации, однако, с другой стороны, может объясняться и совсем иными объективными и субъективными факторами. Например, близость к крупному центру или наличие на данной территории каких-либо иных весьма благоприятных обстоятельств могут во многом определять большую активность предпринимателей, желающих начать новое дело. 

  Помимо сбора и анализа информации по перечисленным выше позициям важное место занимает анкетирования среди предпринимателей. После проведения данных исследований можно переходить к разработке конкретных мер по развитию предпринимательства. При этом концепция содействия развитию экономики должна предусматривать одновременно решение четырех важнейших задач: 

  • поддержка уже существующего бизнеса;
  • создание рамочных условий и инфраструктуры поддержки предпринимательства;
  • помощь начинающим предпринимателям и лицам, открывающим собственное дело;
  • содействие привлечению инвестиций извне.